Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Образовательные программы

Факультет компьютерных наук и информационных технологий

Педагогическое образование

Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «История») осуществляется в Институте истории и международных отношений согласно ФГОС ВО, утвержденному приказом Минобрнауки России № 121 от 22 февраля 2018 года.

Основная образовательная программа «История» по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование реализуется в очной форме обучения. Срок освоения ООП  составляет 4 года

Выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность в такой области профессиональной деятельности и (или) сфере профессиональной деятельности, как «Образование и наука».

Перечень основных объектов профессиональной деятельности выпускников: обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного и среднего общего образования.

Выпускник данной образовательной программы готов к решению таких типов задач профессиональной деятельности, как педагогический и проектный.

Профессиональный стандарт, на которые ориентирована программа подготовки:

01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1115н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2015 г., регистрационный № 36091) и от 5 августа 2016 г. № 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный № 43326).

При реализации данной образовательной программы предусматриваются следующие практики:ознакомительная (археологическая) практика;психолого-педагогическая практика; организационно-педагогическая практика; летняя вожатская практика проводится; педагогическая практика 1; педагогическая практика 2; преддипломная (научно-исследовательская) практика.

Реализация образовательной программы обеспечена с материальной и ресурсной позиций. На базе Института истории и международных отношений функционируют 3 научно-образовательных центра (НОЦ «Региональное историческое наследие и кросс-культурные связи», НОЦ «Подготовка музейных экспозиций и туристских маршрутов», НОЦ по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии), а также Центр изучения истории и культуры немцев России, археологическая лаборатория Нижнего Поволжья. Для занятий используются 3 компьютерных класса, лингафонный кабинет, 2 кабинета с интерактивными досками. Наряду с возможностями Саратовского государственного университета, используются кадровые и материальные ресурсы музеев, архивов и общеобразовательных школ Саратовской области.
 

На факультете психолого-педагогического и специального образования в рамках направления 44.03.01 «Педагогическое образование» реализуются следующие профили подготовки: «Технология», «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Безопасность жизнедеятельности». Основные образовательные программы указанных профилей разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++, утвержденного приказом Минобрнауки России № 121 от 22 февраля 2018 года.

Область профессиональной деятельности, в которой выпускник, освоивший программы подготовки в рамках направления 44.03.01 — 01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).

Образовательные программы по профилям «Технология», «Начальное образование», «Дошкольное образование» реализуются как в очной форме, так и в заочной форме; программа по профилю «Безопасность жизнедеятельности» реализуется только в заочной форме.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование срок получения образования по программе бакалавриата — 4 года для очной формы обучения, 5 лет — для заочной формы обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий.

Содержание образовательных программ по реализуемым профилям ориентированно на подготовку педагога в рамках двух профстандартов: 01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и 01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительная, проектная деятельность.

Решение профессиональных задач происходит в рамках освоения учебных дисциплин и различных практик. В программы по учебным дисциплинам включены часы практической подготовки, практики выведены на базу профильных организаций: школы, гимназии, лицеи, детские сады, центры творчества и т.д. Практики занимают ¼ часть от всей трудоемкости ООП. К обязательной части образовательной программы относятся следующие практики: ознакомительная; психолого-педагогическая; организационно-педагогическая; летняя вожатская; педагогическая 1 и 2. К части, формируемой участниками образовательных отношений, относится Преддипломная (научно-исследовательская) практика.

Государственная аттестация включает сдачу государственного экзамена и защиту выпускного квалификационного исследования.

Подготовка проводится с учетом приоритетных направлений развития науки и образования на основе интеграции науки и образовательного процесса, компетентностного подхода, вариативности и преемственности образовательных программ, использования современных образовательных технологий, новых форм организации учебно-воспитательного процесса и оценки качества образования.

В Институте физической культуры и спорта в рамках направленя подготовки 44.03.01 Педагогическое образование реализуется профиль подготовки «Физическая культура»

Трудоемкость освоения ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование составляет 240 зачетных единиц, вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Область профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

01. Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).

05 Физическая культура и спорт (в сфере физической культуры и массового спорта, в сфере подготовки спортивного резерва, в сфере управления в области физической культуры и спорта).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает образование, социальную сферу, культуру.

Выпускник по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Физическая культура» может осуществлять профессиональную деятельность в образовательных учреждениях разного уровня и типа: общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, в том числе детско-юношеские спортивных школах, спортивных клубах, других учреждениях физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной направленности.

Типы задач профессиональной деятельности выпускника: педагогический, проектный

 

 

Информатика
Формы обучения: очная, заочная (только по договорам с оплатой стоимости обучения)
Срок обучения очно: 4 года
Срок обучения заочно: 5 лет
Язык обучения: Русский
Аннотация направления

Основная образовательная программа (ООП) высшего образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Физика и методико-информационные технологии в образовании», квалификация (степень) – магистр, форма обучения – очная – это документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образовательной деятельности.

Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Настоящая ООП разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; ФГОС ВО по соответствующим специальностям и направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов; Нормативно-методическим документам Минобрнауки России; Уставом СГУ.

Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний.

Области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность: – 01 Образование и наука (в сфере основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения).

Объекты профессиональной деятельности (или области знания): образовательные программы, образовательный процесс, деятельность субъектов образования в системе СО и СПО.

Типы задач профессиональной деятельности выпускника: методический и научно-исследовательский.

В соответствии с видами профессиональной деятельности магистр должен решать следующие задачи профессиональной деятельности: владение основами менеджмента в образовании: знание образовательных систем, коммуникативных технологий, специфики образовательного процесса в организациях общего и профессионального образования; анализ и проектирование основных общеобразовательных программ и программ учебных дисциплин с учетом объектов профессиональной деятельности (в соответствии с избранным профилем); самостоятельные научные

исследования в области предметной подготовки с применением полученных теоретических знаний и практических навыков.

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Структура программы магистратуры включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Трудоемкость ООП 120 зачетных единиц. Срок освоения ООП 2 года.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов осуществляется в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Детально механизмы обеспечения текущего контроля обучающихся описаны в нормативных документах СГУ, в частности: П 1.03.10-2016 «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов» – определяет порядок организации и проведения промежуточной аттестации студентов.

Ресурсное обеспечение ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ, определяемых ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура).

Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы на условиях гражданско-правового договора. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам.

На биологическом факультете  реализуется направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Биология и экология в системе общего и профессионального образования» (очная и заочная форма обучения). Магистр по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Биология и экология в системе общего и профессионального образования) готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская.

Выпускник по данному направлению подготовлен к осуществлению обучения и воспитания обучающихся с применением современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности, специфики преподаваемых предметов – биологии; к разработке и реализации учебных программ базовых и элективных курсов по биологии; к использованию разнообразных приемов, методов и средств обучения, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, удовлетворяющий требованиям к соответствующим уровням квалификаций, определенных Европейской квалификационной рамкой (ЕКР); к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя биологии, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования. Деятельность выпускников может также осуществляться в сфере науки (биологических исследований) и во всех сферах деятельности, связанных с использованием живых организмов и биологических систем различных уровней организации.
 

На факультете психолого-педагогического и специального образования в рамках направления 44.04.01 «Педагогическое образование» реализуются следующие профили подготовки: «Начальное образование», «Менеджмент дошкольного образования», «Технологическое образование в системе профессиональной подготовки», «Управление образовательными системами».

Обучение по программам «Начальное образование» и «Менеджмент дошкольного образования» реализуется в очной и заочной формах обучения, по программе «Технологическое образование в системе профессиональной подготовки» — только в очной форме, по программе «Управление образовательными системами» — в заочной форме.

Программа магистратуры «Начальное образование» (очная форма) имеет проектный характер и направлена на обеспечение реализации краеведческого компонента в начальном общем образовании.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогическое образование срок получения образования по программам магистратуры для очной формы обучения независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года, для заочной – 2 года 6 месяцев.

Содержание образовательных программ по реализуемым профилям ориентированно на подготовку магистра в рамках двух профстандартов: 01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и 01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Объекты профессиональной деятельности выпускника: психолого-педагогическое и методическое обеспечение образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня; программное обеспечение образовательного процесса с использованием инновационных технологий; деятельность и взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Обучение в программах магистратуры нацелено на подготовку квалифицированного методиста, учителя-исследователя, способного работать в различных типах учебных заведений, научно-педагогического работника колледжа и вуза, креативного менеджера в сфере образования.

Обучение построено на основе компетентностно-деятельностного подхода. Выпускник овладеет как общей культурой, так и профессиональными компетенциями (готовностью к использованию современных технологий обучения, воспитания и развития, осуществлению эффективного профессионального взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующего решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения, к разработке концепции и программы развития образовательной организации; способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разрабатывать рекомендации по повышению их качества и др.).

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускного квалификационного исследования.

В Институте физической культуры и спорта ООП реализуется по профилю подготовки «Физическая культура» по очной и заочной форме обучения.

Трудоемкость ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование составляет 120 зачетных единиц, вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану. 

Область профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу магистратуры (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; в сфере научных исследований);

05 Физическая культура и спорт (в сфере физической культуры и массового спорта; в сфере подготовки спортивного резерва; в сфере управления в области физической культуры и спорта).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника (в образовательных учреждениях разного уровня и типа: общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей, в том числе спортивных школах, спортивных клубах, других учреждениях физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной направленности). 

Выпускник, освоивший программу магистратуры, готов решать такие профессиональные задачи, как изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста

 

Информатика в образовании
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 2 года
Язык обучения: Русский

Фундаментальная информатика и информационные технологии

Аннотация направления

Главной задачей направления подготовки «Фундаментальная информатика и информационные технологии» является формирование и подготовка ИТ-профессионалов, готовых к работе  в любых областях науки, образования, индустрии и бизнеса.

Бакалавр, получивший образование по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии» умеет исследовать, анализировать и синтезировать сложные системы, заниматься их математическим, информационным и программным обеспечением, владеет способами и методами проектирования, отладки и производства программных средств, сетевых и телекоммуникационных вычислительных систем.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: технологии баз данных, компьютерную графику, обучающие системы и электронное обучение, управленческие информационные системы, технологии мультимедиа, архитектуру программного обеспечения, инженерию программного обеспечения, системное администрирование, веб-технологии, параллельное и распределенное программирование.

Бакалавр может занимать следующие должности: разработчик приложений; бизнес-аналитик; аналитик бизнес-процессов; администратор баз данных; аналитик баз данных; разработчик информационных технологий; консультант по информационным технологиям; менеджер операций по информационным технологиям; менеджер по рискам и безопасности информационных технологий; сетевой администратор; менеджер проекта; менеджер веб-контента.

Информатика и компьютерные науки
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 4 года
Язык обучения: Русский

Информатика и вычислительная техника

Аннотация направления

ООП по направлению подготовки 09.03.01 – Информатика и вычислительная техника и профилю «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» ведется на кафедре дискретной математики и информационных технологий факультета КНиИТ Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в соответствии с ФГОС ВО по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 12.01.16 №5. Форма обучения: очная. Трудоемкость ООП: 240 зачетных единиц (без учета факультативов). Срок освоения ООП: 4 года. Тип ООП: академический бакалавриат.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: программное обеспечение компьютерных вычислительных систем и сетей, автоматизированных систем обработки информации и управления. Бакалавр данного направления может работать в должностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ведомственными документами для лиц с высшим образованием с учетом направленности подготовки и стажа работы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: электронно-вычислительные машины, комплексы, системы и сети, автоматизированные системы обработки информации и управления, системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий, программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы), математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем. Виды деятельности: научно-исследовательская (основной вид деятельности); проектно-технологическая; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная.

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Направление предусматривает изучение широкого круга профильных дисциплин (операционные системы, базы данных, программирование, сети и телекоммуникации, электротехника, электроника и схемотехника ЭВМ, ЭВМ  и периферийные устройства, технологии программирования, микропроцессорные системы, системы мультимедиа, системы реального времени, конструкторско-технологическое обеспечение производства ЭВМ  и многое другое), а также естественнонаучных и гуманитарных общеобразовательных дисциплин.

Обеспечение подготовки бакалавров по указанному направлению реализуется  при тесном контакте с ведущими IT-компаниями: представительствами компаний «ЭПАМ Системз» и «Мирантис, Инк.» в г. Саратове.

Такое партнерство позволило привлечь представителей ведущих IT-компаний к учебному процессу и получить согласие на проведение производственных практик на базе ведущих IT-компаний г. Саратова. Данные компании заинтересованы в приеме на работу студентов, успешно прошедших на их базе производственную практику.

Учебный процесс по данному направлению неразрывно связан с научной работой, которая ведется на факультете компьютерных наук и информационных технологий. Лучшие выпускники, проявившие способности к исследовательской деятельности, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 4 года
Срок обучения заочно: 5 лет
Язык обучения: Русский
Аннотация направления

ООП по направлению подготовки 09.04.01 – Информатика и вычислительная техника и профилю «Сети ЭВМ и телекоммуникации» ведется на кафедре дискретной математики и информационных технологий факультета КНиИТ Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в соответствии с ФГОС ВО по направлению 09.04.01 Информатика и вычислительная техника, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 30.10.14 №1420. Форма обучения: очная. Трудоемкость ООП: 120 зачетных единиц. Срок освоения ООП: 2 года. Тип ООП: академическая магистратура.

Область профессиональной деятельности выпускников включает теоретическое и экспериментальное исследование научно-технических проблем и решение задач в области разработки технических средств и программного обеспечения компьютерных вычислительных систем и сетей, автоматизированных (в том числе распределенных) систем обработки информации и управления, а также систем автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий. Магистр данного направления может работать в должностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ведомственными документами для лиц с высшим образованием с учетом направленности подготовки  и стажа работы. Магистр подготовлен к педагогической деятельности в образовательных организациях общего, среднего специального и высшего образования. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования  и  информационной  поддержки жизненного цикла промышленных изделий; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем. Виды деятельности: научно-исследовательская (основной вид деятельности); проектно-технологическая.

Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Направление предусматривает изучение широкого круга профильных дисциплин: «Дополнительные главы дискретной математики, математической логики», «Теория построения отказоустойчивых систем», «Методы защиты информации и информационная безопасность», «Автоматизированные системы научных исследований», «Методика преподавания компьютерных наук», «Программирование в сетях», «Сети ЭВМ и системы телекоммуникаций», «Деловой иностранный язык», «Современные операционные системы», «Современные проблемы информатики и вычислительной техники», «Проектирование компьютерных сетей», «Системы реального времени», «Системное и прикладное программное обеспечение», «Распределенные базы и хранилища данных», «Корпоративные информационные системы».

Обеспечение подготовки магистров по указанному направлению реализуется  при тесном контакте с ведущими IT-компаниями: представительствами компаний «ЭПАМ Системз» и «Мирантис, Инк.» в г. Саратове.

Такое партнерство позволило привлечь представителей ведущих IT-компаний к учебному процессу и получить согласие на проведение производственных практик на базе ведущих IT-компаний г. Саратова. Данные компании заинтересованы в приеме на работу студентов, успешно прошедших на их базе производственную практику.

Учебный процесс по данному направлению неразрывно связан с научной работой, которая ведется на факультете компьютерных наук и информационных технологий. Лучшие выпускники, проявившие способности к исследовательской деятельности, имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Анализ и синтез распределенных технических систем
Формы обучения: очная
Язык обучения: Русский
Сети ЭВМ и телекоммуникации
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 2 года
Язык обучения: Русский
Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника», направленность «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» осуществляется СГУ на факультете компьютерных наук и информационных технологий в очной форме. Нормативный срок освоения обучения в аспирантуре по данному направлению составляет 4 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, техники, технологии и педагогики, охватывающие совокупность задач направления «Информатика и вычислительная техника», включая развитие теории, создание, внедрение и эксплуатация перспективных компьютерных систем, сетей и комплексов, математического и программного обеспечения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются избранная область научного знания, а также научные задачи междисциплинарного характера, содержащие: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение автоматизированных информационных, вычислительных, проектирующих и управляющих систем; высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерная техника; технологии разработки технических средств вычислительной техники и программных продуктов.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области функционирования вычислительных машин, комплексов, компьютерных сетей, создания элементов и устройств вычислительной техники на новых физических и технических принципах, методов обработки и накопления информации, алгоритмов, программ, языков программирования и человеко-машинных интерфейсов, разработки новых математических методов и средств поддержки интеллектуальной обработки данных, разработки информационных и автоматизированных систем проектирования и управления в приложении к различным предметным областям; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности; владение культурой научного исследования, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность к разработке новых методов исследования и их применение в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности; готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности; способность объективно оценивать результаты исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях; способность представлять полученные результаты научно-исследовательской деятельности на высоком уровне и с учетом соблюдения авторских прав; владение методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной деятельности; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: владение методами математического моделирования; владение методами компьютерного моделирования для решения прикладных задач; готовность представлять результаты своих исследований публично и в виде статей.

Освоение образовательной программы предусматривает изучение дисциплин научной специализации «Математическое моделирование и высокопроизводительные вычисления», «Информационные технологии в научном исследовании», «Информационные ресурсы и базы данных».

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 4 года
Язык обучения: Русский

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Аннотация направления

Область профессиональной деятельности бакалавров включает научно-исследовательские центры, проектные и научно-производственные организации, органы управления, образовательные учреждения, банки, страховые компании, промышленные предприятия и другие организации различных форм собственности, связанные с проектированием, разработкой и сопровождением различных программных продуктов.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • математические и алгоритмические модели, программы, программные системы и комплексы, методы их проектирования и реализации, способы производства, сопровождения, эксплуатации и администрирования в различных областях, в том числе в междисциплинарных;
  • имитационные модели сложных процессов управления, программные средства, администрирование вычислительных, информационных процессов;
  • высокопроизводительные вычисления и технологии параллельного программирования;
  • программная инженерия;
  • системное программирование;
  • средства, технологии, ресурсы и сервисы электронного обучения и мобильного обучения;
  • прикладные Интернет-технологии;
  • автоматизация научных исследований;
  • языки программирования, алгоритмы, библиотеки и пакеты программ, продукты системного и прикладного программного обеспечения; автоматизированные системы вычислительных комплексов.
Технологии программирования
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 4 года
Язык обучения: Русский
Аннотация направления

На факультете компьютерных наук и информационных технологий реализуется подготовка магистров по направлению 02.04.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», профиль «Технологии программирования».

Срок освоения ООП магистратуры по очной форме обучения – 2 года.

Магистр по профилю «Технологии программирования» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, производственно-технологической, педагогической.

Выпускники магистратуры могут работать в организациях, связанных с решением научных и технических задач, научно-исследовательских и вычислительных центрах, научно-производственных объединениях, образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, государственных органах управления, индустрии и бизнеса, осуществляющих разработку и использование информационных систем, научных достижений, продуктов и  сервисов. Исходя из высокого уровня подготовки, выпускник может занимать не только базовые должности в IT-индустрии, но и должности ведущих специалистов (ведущего программиста, системного архитектора и исследователя, руководителя проектов по производству и разработке программного обеспечения), а так же преподавателя ВУЗа.

Технологии программирования
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 2 года
Язык обучения: Русский

Программная инженерия

Аннотация направления

Главной задачей направления подготовки «Программная инженерия» является формирование и подготовка ИТ-профессионалов, готовых к работе  в любых областях науки, образования, индустрии и бизнеса.

Областью профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Программная инженерия» является индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: программный проект (проект разработки программного продукта); программный продукт (создаваемое программное обеспечение); процессы жизненного цикла программного продукта; методы и инструменты разработки программного продукта; персонал, участвующий в процессах жизненного цикла.

Бакалавр, получивший образование по направлению может работать инженером по тестированию ПО, прикладным программистом, системным программистом, аналитиком компьютерных систем, аналитиком компьютерного банка данных, конструктором компьютерных систем, разработчиком сетевого и коммуникационного ПО, научным работником (вычислительные системы, программирование), аналитиком компьютерных коммуникаций, WEB-программистом или WEB-дизайнером, разработчиком баз данных, экономического и бухгалтерского ПО, разработчиком интеллектуальных систем с применением искусственного интеллекта и т.д.

Разработка программно-информационных систем
Формы обучения: очная, заочная
Срок обучения очно: 4 года
Срок обучения заочно: 5 лет
Язык обучения: Русский

Системный анализ и управление

Аннотация направления

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата «Системный анализ и управление», включает область техники и технологии, которая требует проведения конструирования и эксплуатации с применением принципов, методов, способов и средств человеческой деятельности на основе системного анализа, управления, моделирования, производства и эксплуатации технических систем, объектов, приборов и устройств различного назначения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются системно-аналитические, информационно-управляющие, конструкторско-технологические, проектирующие технологии и системы, которые требуют исследования, анализа, синтеза, программирования и управления на основе системно-аналитического подхода.

Профиль «Системный анализ и исследование операций» предусматривает изучение математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также профессиональных дисциплин: системный анализ и принятие решений, теория автоматического управления, технологии и языки программирования, анализ стохастических систем, базы данных, теория информационных систем, модели и методы теории массового обслуживания, языки моделирования систем, планирование эксперимента и анализ данных, моделирование телекоммуникационных систем и компьютерных сетей, исследование операций.

Знания и навыки, полученные при обучении по данному направлению и профилю, позволяют выпускникам работать системными аналитиками, аналитиками-исследователями, инженерами-математиками, специалистами по IT-системам в аналитических и информационных отделах промышленных предприятий, научных центров, коммерческих организаций, учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения. Студенты, обучающиеся по направлению «Системный анализ и управление», будут проходить производственную практику непосредственно на предприятиях и в организациях г. Саратова, которые при успешном прохождении практики готовы принимать выпускников на работу.

Студенты, проявившие способность к научной работе, имеют возможность участвовать в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре системного анализа и автоматического управления, и под руководством сотрудников кафедры продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Системный анализ и исследование операций
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 4 года
Язык обучения: Русский

Математика и механика

Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 01.06.01 «Математика и механика» осуществляется в очной форме. Нормативный срок освоения обучения в аспирантуре по данному направлению составляет 4 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает всю совокупность объектов, явлений и процессов реального мира: в научно-производственной сфере – наукоемкие высокотехнологичные производства оборонной промышленности, аэрокосмического комплекса, авиастроения, машиностроения, проектирования и создания новых материалов, строительства, научно-исследовательские и аналитические центры разного профиля, в социально-экономической сфере – фонды, страховые и управляющие компании, финансовые организации и бизнес-структуры, а так же образовательные организации высшего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы аспирантуры являются понятия, гипотезы, теоремы, физико-математические модели, численные алгоритмы и программы, методы экспериментального исследования свойств материалов и природных явлений, физико-химических процессов, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики и других естественных наук.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, механики, естественных наук; преподавательская деятельность в области математики, механики, информатики.

Образовательные программы направления подготовки 01.06.01 «Математика и механика» по направленностям «Биомеханика», «Вещественный, комплексный и функциональный анализ», «Математическая логика, алгебра и теория чисел» реализуются на механико-математическом факультете, по направленности «Дискретная математика и математическая кибернетика» - на факультете компьютерных наук и информационных технологий.

 

Дискретная математика и математическая кибернетика
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 4 года
Язык обучения: Русский

Компьютерные и информационные науки

Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 02.06.01 «Компьютерные и информационные науки», направленность «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» осуществляется СГУ на факультете компьютерных наук и информационных технологий в очной форме. Нормативный срок освоения обучения в аспирантуре 02.06.01 «Компьютерные и информационные науки» составляет 3 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает всю совокупность объектов, явлений и процессов реального мира: в научно-производственной сфере – наукоемкие высокотехнологичные производства оборонной промышленности, аэрокосмического комплекса, авиастроения, машиностроения, проектирования и создания новых материалов, строительства, научно-исследовательские и аналитические центры разного профиля, в социально-экономической сфере – фонды, страховые и управляющие компании, финансовые организации и бизнес-структуры, а также образовательные организации высшего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются понятия, гипотезы, теоремы, физико-математические модели, численные алгоритмы и программы, методы компьютерного исследования свойств материалов и природных явлений, физико-химических процессов, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики информатики и других естественных наук.

Выпускники готовятся по следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, информатики, информационных технологий, математического моделирования, создания систем программного обеспечения, операционных систем, баз данных, современных сетевых технологий; преподавательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, информатики, информационно-коммуникационных технологий.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: владение методами математического моделирования; владение методами дискретной математики и прикладной универсальной алгебры; готовность представлять результаты своих исследований публично и в виде статей.

Освоение образовательной программы предусматривает изучение дисциплин научной специализации «Математическое моделирование дискретных систем и высокопроизводительные вычисления», «Информационные технологии в научном исследовании», «Информационные ресурсы и базы данных».

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 3 года
Язык обучения: Русский

Компьютерная безопасность (Специалитет)

Аннотация направления

В 2001 г. специальность 075200 была лицензирована в СГУ (ныне специальность имеет номер 10.05.01).

В апреле 2002 г. в СГУ, на факультете компьютерных наук и информационных технологий, была создана выпускающая кафедра теоретических основ компьютерной безопасности и криптографии (ТОКБиК) и тогда же был проведен первый набор студентов по специальности 075200.

Согласно Государственному образовательному стандарту этой специальности срок обучения студентов составляет 5 лет и 6 месяцев. Форма обучения – очная. По окончании обучения по специальности 10.05.01 «Компьютерная безопасность», выпускнику наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание «специалист по защите информации». Выпускник непосредственно после окончания вуза может занимать следующие должности: специалист по защите информации, инженер по защите информации и аналогичные по выполняемым обязанностям должности, специфические для отдельных отраслей.

Специалист по направлению подготовки (специальности) 10.05.01 «Компьютерная безопасность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; проектная; контрольно-аналитическая; организационно-управленческая; эксплуатационная.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности «Компьютерная безопасность» являются: защищенные компьютерные системы и средства обработки, хранения и передачи информации; службы защиты информации; математические модели процессов, возникающих при защите информации.

Математические методы защиты информации (Специализация)
Формы обучения: очная
Срок обучения очно: 5 лет 6 месяцев
Язык обучения: Русский